Со всем, что происходило в последние годы — еще с начала пандемии — наши отношения с работой коренным образом изменились. Сейчас многие из нас работают удаленно или переезжают в новые места, в которых сложно найти собственную рутину. Учитывая это и постоянный поток новостей, неудивительно, что многие из нас чувствуют, что не могут сосредоточиться. Особенно когда список тасков все растет вместе с чувством вины.
Итак, главный вопрос: что мы можем с этим поделать?
Первое, что нужно осознать — не нужно себя винить. На наше внимание постоянно влияют внешние факторы, особенно когда речь идет о глобальных событиях. И есть научные исследования, которые это доказывают: например, эта работа ученых из UCL, в которой показано, что тревожность и стресс колебались выше нормальных средних значений еще в 2020 году.
Но это не значит, что нужно смириться и опустить руки. Вот несколько советов, которые помогут вернуться в норму.
Не пытайся успеть все сразу
Многозадачность — краеугольный камень современного работника, и якобы это то, к чему все мы должны стремиться. Но есть нюанс.
В моменты стресса и тревожности когнитивная нагрузка на мозг постоянно растет. Представь, что твой мозг — это компьютер со множеством задач, которые нужно выполнить, но с ограниченным количеством ресурсов для этого. Однако ученые отмечают, что у каждого из нас разная степень толерантности и приемлемые уровни нагрузки. Так что если ты хочешь выполнить какую-нибудь работу продуктивно, важно убедиться, что ты не превышаешь свою когнитивную нагрузку.
Фокус в том, чтобы пытаться сосредоточиться на одном задании за раз. Выключи уведомления и лишние программы, а если есть комната, в которой можешь уединиться, закрой дверь. И если почувствуешь, что все это приносит плоды, переходи к следующему шагу.
Попробуй технику Рomodoro
Известная техника, с которой ты можешь попробовать улучшить свою производительность, — это техника Pomodoro, названная в честь таймера в форме помидора, который изобретатель Франческо Чирилло использовал для демонстрации своей техники.
Он разбивает большие задачи на короткие промежутки. Ты работаешь над заданием 25 минут без перерыва, а затем делаешь перерыв на пять минут. Потом можешь переходить к следующему «помодору». После четырех «помодоров» подряд сделай длительный перерыв примерно на 15-30 минут.
Если не хочешь следить за временем, найди специальное приложение. Их множество для каждой платформы, включая бесплатные.
Разбивай задачи на мелкие части
Прокрастинация — это еще одна вещь, на которую следует обращать особое внимание. Многие привыкли думать, что мы медлим лишь потому, что ленивы. Иногда это так, но далеко не всегда. Парадокс в том, что часто мы прокрастинируем, потому что чувствуем себя перегруженными. Время расплаты за невыполненные таски приближается, к нашей усталости добавляется чувство вины и тревожность, и все это закручивается в замкнутый круг.
Решение — разбивать сложные задачи на понятные части, с которыми ты точно можешь справиться, и двигаться вперед до следующей порции работы.
Найди собственную активную фазу
Еще один лайфхак, как добиться успеха в борьбе с прокрастинацией — найти тот период суток, когда дела даются тебе легче всего. Но обрати внимание: лучше, чтобы этот период не предшествовал твоему отходу ко сну. Активная работа в преддверии отдыха точно повлияет на его качество. И тогда находить силы на возвращение контроля за ситуацией будет еще сложнее.
Здесь полезно подумать над давним вопросом — ты утренний или вечерний человек? Наши «пиковые» периоды, по мнению ученых, длятся от 60 до 90 минут, в это время мы сообразительнее и сосредоточеннее. В наших «временных ямах», наоборот, наш мозг переходит в режим «скринсейвера», дрейфуя и мечтая. Задания, которые раньше казались простыми, вдруг вызывают лишь раздражение.
Первый шаг — определить свои пиковые часы. Второй шаг — перенести самые сложные задачи на них, а более мелкие и простые таски оставить на остальное рабочее время.
Отделяй рабочее время от остального
Для тех, кто работает удаленно, существует еще одна проблема: размытые границы между работой и домом. Старайся выделить на работу конкретные часы дня, даже если не ходишь в офис. Есть много исследований, которые говорят о том, что мы не приспособлены к режиму 24/7. Необходимо устанавливать барьеры между режимами работы и отдыхом. Необходимо найти этот переключатель.
Как этого добиться? Применяй к домашнему рабочему месту те же правила, что и в офисе. Следи, чтобы твой стол не был захламлен — тебе нужно очистить поле зрения. Работай подальше от отвлекающих факторов (до свидания, телевизор). Попробуй сесть там, где есть естественный свет. Запланируй общение с семьей и друзьями на конкретное время дня, даже если вы общаетесь онлайн.
И главное, придерживайся этого плана — это постепенно отделит работу от досуга. А по вечерам убирай ноутбук подальше, чтобы сигнализировать себе и всем остальным, что ты выходишь из рабочего режима.